Анализ аварийных дампов Windows

В случае критической ошибки система останавливает свою работу, отображает синий экран смерти (BSOD), информация об ошибке и содержимое памяти сохраняется в файле подкачки. При последующей загрузке системы, на основе сохраненных данных, создается аварийный дамп c отладочной информацией. В системном журнале событий создается запись о критической ошибке.

Если критическая ошибка возникла на ранней стадии загрузки системы или в результате ошибки произошел отказ дисковой подсистемы, аварийный дамп сохранен не будет.

Аварийный дамп может быть проанализирован с помощью утилиты BlueScreenView или системного отладчика WinDbg (Debugging Tools for Windows).

Содержание

Анализ аварийного дампа утилитой BlueScreenView

Простейшим инструментом для анализа аварийных дампов является утилита BlueScreenView от NirSoft.

Загружаем программу с сайта разработчика.

BlueScreenView сканирует папку с минидампами и отображает информацию по найденным отказам.

По каждому отказу отображается дата, данные об ошибке и драйвер, который предположительно вызвал отказ.

В нижней части окна отображается список загруженных в системе драйверов. Модули, к которым выполнялось обращение в момент отказа, выделены цветом, на них следует обратить особое внимание, они могут быть причиной отказа.

По двойному клику отображается дополнительная информация.

 

 

 

Анализ аварийного дампа отладчиком WinDbg

С помощью WinDbg из аварийного дампа можно вытащить более детальную информацию, включая расшифровку стека.

Установка Debugging Tools for Windows (WinDbg)

Microsoft распространяет WinDbg только в составе SDK, загрузить веб-установщик можно на странице загрузки.

Для анализа аварийных дампов установка SDK не требуется. Скачать Debugging Tools for Windows (WinDbg) отдельным пакетом можно здесь.

После установки, корректируем ярлык для запуска WinDbg. В свойствах ярлыка, устанавливаем флажок запуска от имени администратора. Также, в качестве рабочей папки, задаем: %SystemRoot%\Minidump.

Настройка отладочных символов

Отладочные символы содержат символические имена функций из исходного кода. Они необходимы для расшифровки и интерпретации аварийного дампа.

При первом запуске WinDbg, необходимо указать путь к отладочным символам, для этого открываем меню File, Symbol File Path, или используем комбинацию Ctrl+S.

Следующей строкой включаем загрузку отладочных символов из сети, задаем локальный путь для сохранения файлов и адрес для загрузки из интернета:

srv*C:\Windows\symbols*http://msdl.microsoft.com/download/symbols

Анализ аварийного дампа

Запускаем WinDbg.

В меню выбираем File, Open Crash Dump, или нажимаем Ctrl+D.

Указываем путь к дампу %SystemRoot%\MEMORY.DMP или %SystemRoot%\Minidump\файл.dmp.

Загрузка отладочных символов из интернета может занять некоторое время.

Для получения детальной информации выполняем команду:

!analyze -v

Дебаггер сам вам предложит ее выполнить, достаточно навести указатель мыши на ссылку и кликнуть.

В результате получаем следующий вывод:

*******************************************************************************
*                                                                             *
*                        Bugcheck Analysis                                    *
*                                                                             *
*******************************************************************************

Тип ошибки: KMODE_EXCEPTION_NOT_HANDLED (1e)
Комментарий к ошибке: This is a very common bugcheck.  Usually the exception address pinpoints
the driver/function that caused the problem.  Always note this address
as well as the link date of the driver/image that contains this address.
Arguments:
Аргументы ошибки:
Arg1: 0000000000000000, The exception code that was not handled
Arg2: 0000000000000000, The address that the exception occurred at
Arg3: 0000000000000000, Parameter 0 of the exception
Arg4: 0000000000000000, Parameter 1 of the exception

Debugging Details:
------------------

EXCEPTION_CODE: (Win32) 0 (0) -                           .

FAULTING_IP:
+3332313336383065
00000000`00000000 ??              ???

EXCEPTION_PARAMETER1:  0000000000000000

EXCEPTION_PARAMETER2:  0000000000000000

ERROR_CODE: (NTSTATUS) 0 - STATUS_WAIT_0

BUGCHECK_STR:  0x1E_0

CUSTOMER_CRASH_COUNT:  1

DEFAULT_BUCKET_ID:  VISTA_DRIVER_FAULT

Процесс, вызвавший ошибку: PROCESS_NAME:  VirtualBox.exe

CURRENT_IRQL:  2

EXCEPTION_RECORD:  fffff80000ba24d8 -- (.exr 0xfffff80000ba24d8)
ExceptionAddress: fffff800034d8a70 (nt!DbgBreakPoint)
   ExceptionCode: 80000003 (Break instruction exception)
  ExceptionFlags: 00000000
NumberParameters: 1
   Parameter[0]: 0000000000000000

TRAP_FRAME:  fffff80000ba2580 -- (.trap 0xfffff80000ba2580)
NOTE: The trap frame does not contain all registers.
Some register values may be zeroed or incorrect.
rax=0000000000142940 rbx=0000000000000000 rcx=fffffa80055be690
rdx=0000000000009018 rsi=0000000000000000 rdi=0000000000000000
rip=fffff800034d8a71 rsp=fffff80000ba2718 rbp=fffff88006fa0000
 r8=0000000000002274  r9=11d0851b22c6ac61 r10=fffff80003464000
r11=fffff80000ba27e0 r12=0000000000000000 r13=0000000000000000
r14=0000000000000000 r15=0000000000000000
iopl=0         nv up ei pl nz ac po nc
nt!DbgBreakPoint+0x1:
fffff800`034d8a71 c3              ret
Resetting default scope

LAST_CONTROL_TRANSFER:  from fffff800034d85fe to fffff800034e0c10

STACK_TEXT:
Стек вызовов:
fffff800`00ba15b8 fffff800`034d85fe : fffffa80`03c05530 00000000`ffffffff fffff800`00ba1d30 fffff800`0350c830 : nt!KeBugCheck
fffff800`00ba15c0 fffff800`0350c4fd : fffff800`036ea71c fffff800`03627c30 fffff800`03464000 fffff800`00ba24d8 : nt!KiKernelCalloutExceptionHandler+0xe
fffff800`00ba15f0 fffff800`0350b2d5 : fffff800`0362b028 fffff800`00ba1668 fffff800`00ba24d8 fffff800`03464000 : nt!RtlpExecuteHandlerForException+0xd
fffff800`00ba1620 fffff800`0351c361 : fffff800`00ba24d8 fffff800`00ba1d30 fffff800`00000000 00000000`00142940 : nt!RtlDispatchException+0x415
fffff800`00ba1d00 fffff800`034e02c2 : fffff800`00ba24d8 fffffa80`07149010 fffff800`00ba2580 00000000`00000000 : nt!KiDispatchException+0x135
fffff800`00ba23a0 fffff800`034de0f4 : 00000000`00000016 00000000`00000001 00000000`00000001 00000000`00000000 : nt!KiExceptionDispatch+0xc2
fffff800`00ba2580 fffff800`034d8a71 : fffff880`05861446 00000000`df029940 fffff880`02f45bec 00000000`deee7000 : nt!KiBreakpointTrap+0xf4
fffff800`00ba2718 fffff880`05861446 : 00000000`df029940 fffff880`02f45bec 00000000`deee7000 fffff880`01229f06 : nt!DbgBreakPoint+0x1
fffff800`00ba2720 00000000`df029940 : fffff880`02f45bec 00000000`deee7000 fffff880`01229f06 fffffa80`05635af8 : cmudaxp+0x25446
fffff800`00ba2728 fffff880`02f45bec : 00000000`deee7000 fffff880`01229f06 fffffa80`05635af8 00000000`00000000 : 0xdf029940
fffff800`00ba2730 00000000`deee7000 : fffff880`01229f06 fffffa80`05635af8 00000000`00000000 00000000`00000003 : VBoxDrv+0x6bec
fffff800`00ba2738 fffff880`01229f06 : fffffa80`05635af8 00000000`00000000 00000000`00000003 fffff880`05865913 : 0xdeee7000
fffff800`00ba2740 00000000`00000000 : 00000000`00000001 00000000`00000006 00000000`00000001 fffff800`00ba2800 : CLASSPNP!ClasspServiceIdleRequest+0x26

STACK_COMMAND:  kb

FOLLOWUP_IP:
cmudaxp+25446
fffff880`05861446 ??              ???

SYMBOL_STACK_INDEX:  8

SYMBOL_NAME:  cmudaxp+25446

FOLLOWUP_NAME:  MachineOwner

Драйвер, в котором возникла ошибка: MODULE_NAME: cmudaxp

IMAGE_NAME:  cmudaxp.sys

DEBUG_FLR_IMAGE_TIMESTAMP:  47906a45

FAILURE_BUCKET_ID:  X64_0x1E_0_cmudaxp+25446

BUCKET_ID:  X64_0x1E_0_cmudaxp+25446

Followup: MachineOwner
---------

Получение информации о проблемном драйвере

Если удалось обнаружить драйвер, в котором возникла ошибка, имя драйвера будет отображено в полях MODULE_NAME и IMAGE_NAME.

Чтобы получить путь к файлу и прочую информацию, щелкаем по ссылке на модуль:

start             end                 module name
fffff880`0583c000 fffff880`059ef000   cmudaxp  T (no symbols)
    Loaded symbol image file: cmudaxp.sys
    Image path: \SystemRoot\system32\drivers\cmudaxp.sys
    Image name: cmudaxp.sys
    Timestamp:        Fri Jan 18 13:58:45 2008 (47906A45)
    CheckSum:         0013077F
    ImageSize:        001B3000
    Translations:     0000.04b0 0000.04e4 0409.04b0 0409.04e4

Если полный путь к драйверу не указан, по умолчанию используется папка %SystemRoot%\system32\drivers.

Находим указанный файл, и изучаем его свойства.

Обновляем проблемный драйвер.

Аппаратные причины возникновения критических ошибок

Источником критических ошибок нередко бывают неисправности в дисковой подсистеме, или в подсистеме памяти.

Диагностика неисправностей диска

В случае ошибок дисковой подсистемы, аварийный дамп может не сохраняться.

Чтобы исключить проблемы с диском, проверяем системный журнал событий на наличие ошибок чтения и записи на диск.

Проверяем параметры S.M.A.R.T жесткого диска, получить их можно, например, с помощью программы SpeedFan или CrystalDiskInfo.

Особое внимание обращаем на параметры: "Current Pending Sector Count" и "Uncorrectable Sector Count", ненулевые значения этих параметров сигнализируют о неисправности диска.

Ненулевое значение параметра: "UltraDMA CRC Error Count", сигнализирует о проблеме с SATA-кабелем.

Подробнее о параметрах S.M.A.R.T. читаем в статье Википедии.

Диагностика неисправностей памяти

Проблемы с памятью нередко могут стать причиной самых разнообразных глюков, включая различные синие экраны, зависания, аварийное завершение программ, повреждение реестра, повреждение файловой системы и данных.

Выявить проблемы с памятью можно с помощью утилиты Memtest86+.

Загружаем образ по ссылке, записываем на диск, загружаемся с диска, запускается тест.

Начиная с Windows Vista, в системе имеется свой тест памяти. Для его запуска нажимаем "Пуск", в строке поиска набираем "памяти", выбираем "Средство диагностики памяти Windows".

Проблемы с памятью в некоторых случаях могут быть устранены обновлением BIOS.

Настройка параметров сохранения аварийного дампа

Для изменения параметров сохранения аварийного дампа нажимаем кнопку "Пуск", щелкаем на "Компьютер" правой кнопкой мыши, в контекстном меню выбираем "Свойства". В окне "Система" слева выбираем "Дополнительные параметры системы", в группе "Загрузка и восстановление" нажимаем кнопку "Параметры".

Комментарии:

RSS
  • Аноним
    07.06.2018 15:13
    Пока лучшее объяснение, которое удалось найти, спасибо.
  • Ержан
    12.01.2017 11:14
    Очень информативно, спасибо огромное

Ваш комментарий:


Вы не бот: